+7 495 979 09 35
+7 977 890 93 50
 

"ВымпелКом" работает над ошибками

06.11.2019

Вы­руч­ка опе­рато­ра свя­зи ПАО "Вым­пелКом" по ито­гам III квар­та­ла 2019 г. сни­зилась на 2,7% по срав­не­нию с ана­логич­ным пе­ри­одом 2018 г. и сос­та­вила 74,7 млрд руб. Ба­за кли­ен­тов мо­биль­но­го сег­мента сок­ра­тилась на 2,5% до 54,8 млн год к го­ду. Сни­жение по­каза­телей "Вым­пелКом" объ­яс­ня­ет труд­ностя­ми, свя­зан­ны­ми с ка­чест­вом се­ти, струк­ту­рой це­но­об­ра­зова­ния на рын­ке и эф­фектив­ностью дист­ри­буции.

Общая выручка "ВымпелКома" в III квартале 2019 г. составила 74,7 млрд руб., продемонстрировав снижение на 2,7% в годовом исчислении, в основе чего лежало снижение как сервисной выручки, так и выручки от продажи оборудования. Сервисная выручка в мобильном сегменте уменьшилась на 1,9% до 58,3 млрд руб. вследствие негативного воздействия повышения НДС с 18% до 20%. Значительного роста по направлению дополнительных сервисов и выручки от мобильных финансовых сервисов оказалось недостаточно для того, чтобы компенсировать снижение выручки в голосовом сегменте. Объемы передаваемых мобильных данных продолжили существенный рост. Выручка от продаж оборудования и аксессуаров снизилась на 10% по сравнению с показателями аналогичного периода прошлого года, поскольку в минувшем квартале "ВымпелКом" уменьшил фокус на продажи с низкой маржой.

Несмотря на то что база клиентов мобильного сегмента сократилась по сравнению с показателями аналогичного периода прошлого года на 2,5% до 54,8 млн в значительной степени вследствие сокращения продаж через альтернативные каналы дистрибуции после расширения сети монобрендовых магазинов "Билайна", был отмечен последовательный рост числа клиентов приблизительно на 450 тыс. человек за счет сохранения стабильного уровня оттока клиентов и увеличения продаж высокого качества.

Общая выручка в фиксированном сегменте увеличилась в III квартале на 0,8% по сравнению с показателями аналогичного периода прошлого года, несмотря на примерно 0,2 млрд руб. эффекта централизации выручки от транзитного трафика и управления арендой IP-портов в VEON Wholesale Services (VEON Wholesale Services - базирующееся в Амстердаме подразделение группы VEON, которое централизованно управляет оптовыми услугами для всей деятельности группы). Конвергентные предложения (FMC) "Билайна" продолжают играть значительную роль в стратегическом развитии фиксированного бизнеса компании. Абонентская база конвергентных предложений в III квартале 2019 г. выросла на 17% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и превысила 1,2 млн клиентов. Таким образом, доля клиентов FMC в общей абонентской базе ШПД составила 47%.

"Билайн" продолжает уделять особое внимание сегменту В2В, улучшая портфель предложений за счет новых цифровых решений для малых и крупных предприятий. В III квартале 2019 г. сервисная выручка в сегменте В2В увеличилась на 4,9%.

Показатель EBITDA (без учета влияния введения стандарта МСФО 16) увеличился на 3,5% по сравнению с показателями аналогичного периода предыдущего года, что обеспечило рентабельность EBITDA на уровне 38%. В основе улучшения EBITDA лежало снижение коммерческих издержек, обеспеченное в первую очередь закрытием приблизительно 120 собственных магазинов. Более низкие затраты на частоты в 2019 г. и снижение резервов оказали в отчетном периоде положительное влияние на показатель EBITDA.

Капитальные затраты за вычетом затрат на лицензии (без учета влияния введения стандарта МСФО 16) снизились на 10,9% за счет того, что этап более высоких капиталовложений был пройден в первом полугодии. "В III квартале 2019 г. мы увеличили количество базовых станций 4G на 43%. "Билайн" продолжает инвестировать в развитие сети, уделяя особенно значительное внимание Москве и Санкт-Петербургу, в целях создания высокотехнологичной и современной инфраструктуры, готовой к интеграции новых технологий. Показатель соотношения капитальных затрат - за вычетом затрат на лицензии - к выручке за последние 12 месяцев (LTM) без учета влияния МСФО 16 в III квартале 2019 г. составил 18,2%. Объем капитальных затрат за вычетом затрат на лицензии за отчетный квартал увеличился на 19% по сравнению с показателями аналогичного периода предыдущего года. Инвестиционные планы исполнения закона Яровой реализуются в полном соответствии с законодательными требованиями. К завершению 2019 финансового года "Билайн" ожидает, что показатель соотношения капитальных затрат к выручке за последние 12 месяцев (LTM) без учета влияния МСФО 16 составит приблизительно 22%", - говорится в отчетности оператора.

"Наша деятельность в России продолжает сталкиваться с трудностями, связанными с качеством сети - оно улучшается, но пока еще отстает от конкурентов, - а также структурой ценообразования на рынке и эффективностью дистрибуции, - признают в компании. - Совместно все эти факторы приводят к тому, что клиентская база уменьшилась по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Чтобы преодолеть подобное негативное влияние, "Билайн" продолжил стабильное последовательное улучшение качества сети, восстановление ценовой дисциплины за счет более простых пакетных предложений и оптимизации дистрибуции в III квартале. "Билайн", как на протяжении всего 2019 г., так и в планах на 2020 г., продолжает вкладывать экономически целесообразный объем инвестиций в сеть и оптимизировать свои каналы дистрибуции".

По мнению аналитика ИК "ВЕЛЕС Капитал" Артема Михайлина, результаты "ВымпелКома" пока остаются невыразительными. Он не исключил, что они окажутся наиболее слабыми среди операторов "большой четверки", как и в предыдущем квартале. "Основные проблемы были обозначены самой компанией: недостаточное качество сети в сравнении с конкурентами, низкая эффективность дистрибуции и неверная структура ценообразования, что вкупе приводит к сокращению абонентской базы. Число абонентов снизилось на 2,5% г./г., до 54,8 млн чел., а показатель ARPU при этом вырос только на 0,9% г./г. Совокупная выручка оператора сократилась на 2,7% г./г., а выручка от сервисов мобильной связи - на 1,9% г./г. Продолжают оказывать негативное воздействие на доходы от сервисов мобильной связи такие факторы, как повышение НДС и отмена внутрисетевого роуминга. Ранее финансовые показатели оператора поддерживала интеграция салонов, полученных после раздела "Евросети", однако данный эффект уже сошел на нет и продажи розничной сети сократились на 10% г./г. по итогам III квартала 2019 г.", - перечисляет аналитик "ВЕЛЕС Капитал".

Аналитик управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Александр Осин также считает, что данные отчетности российского сегмента бизнеса Veon за III квартал 2019 г. оказались слабее рыночных ожиданий. "Снижение выручки "ВымпелКома" на фоне роста розничных продаж в экономике РФ происходит на фоне оттока клиентов к другим операторам. Наиболее вероятно, что это, прежде всего, "Теле2", демонстрирующий рыночную экспансию. Компания указывает на негативный эффект от повышения НДС, который, вероятно, осложнил ее возможности конкуренции "по цене". Таким образом, основные причины формирования относительно слабых данных "ВымпелКома" - ужесточение бюджетной политики экономическими властями несмотря на спад в показателях продаж и наличие жесткой конкуренции, в том числе присутствие на рынке сильного конкурента, обладающего возможностью привлечения сравнительно дешевых кредитных ресурсов головной компании", - говорит Александр Осин.

В продолжение Александр Осин указывает: "ВымпелКом" отмечает, что его деятельность в России продолжает сталкиваться с трудностями, связанными с качеством сети, которое еще отстает от конкурентов, а также со структурой ценообразования на рынке и эффективностью дистрибуции. "Компания в этих условиях, видимо, продолжит политику конкуренции "по цене". Важно отметить, что в III квартале снижение выручки компании на 3,1% г./г. при сокращении числа абонентов на 2,5% означает, что, несмотря на инфляцию в 4% г./г., компания, по-видимому, проводила политику снижения цен, хотя это снижение носило ограниченный характер и, оценочно, составило порядка 1% в среднем", - добавляет он.

Как замечает эксперт Международного финансового центра Гайдар Гасанов, резкое снижение органического дохода на 0,9% в III квартале текущего года против роста на 7,5% во II квартале указывает на то, что компания продолжает сталкиваться с проблемами, связанными с качеством сети по сравнению с конкурентами, структурой рыночных цен, поддержкой неограниченных тарифных планов и эффективностью ее распространения, что в совокупности негативно сказывается на динамике клиентской базы. "Необходимо понимать, что слабость в России, где растут проблемы с сетью и распределением, будет оказывать давление на финансовые показатели компании еще некоторое время. Компенсация слабых показателей по России со стороны Пакистана и Узбекистана была связана со снижением налоговых и регулятивных сборов, но ухудшение доходов отразилось на замедлении роста в Бангладеш и на Украине. Оборот Алжира застопорился на фоне больших потерь абонентов. Слабость выручки компании ставит под сомнение устойчивость расширения EBIDTA до конца года. В связи с этим, в сочетании с перспективами роста капитальных расходов, генерирование свободного денежного потока должно быть умеренным", - говорит он.

Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын отметил среди событий, произошедших с холдингом за последнее время, - окончание периода мониторинга комплаенса, который велся с февраля 2016 г. по требованию Департамента юстиции США. "VEON, таким образом, выходит из-под трехлетнего наблюдения в статусе этичного бизнеса, сумевшего встроить устойчивую и долгосрочную программу комплаенса в организационную структуру и корпоративную культуру. Фондовый рынок отреагировал ростом, амплитуда которого с начала ноября составила почти 4%, однако вчера стоимость акций вернулась к прежним значениям. Значения эти крайне низкие - $2,41 за акцию, в сравнении со средней оценкой их стоимости аналитиками - $3,52. Безусловно, это связано и со сдержанным тоном отчета, в котором сообщается о падении выручки на крупнейшем рынке - российском, сопутствующем сокращению абонентской базы на 2,5% и снижению продаж оборудования (на 10%). Признание того, что качество сети отстает от конкурентов, усугубляет восприятие ситуации как проблемной, хотя увеличение количества базовых станций 4G на 43% показывает, что оператор движется к ее разрешению", - отмечает Леонид Делицын.

Артем Михайлин обращает внимание, что несмотря на снижение выручки оператору удалось увеличить рентабельность EBITDA на 2,3 п.п. до 38% (без учета МСФО 16) благодаря сокращению порядка 120 салонов монобрендовой сети и снижению выплат, связанных с использованием частотного ресурса в этом году. "Мы отмечаем, что "ВымпелКом" продолжает активно инвестировать в сеть: с начала года, по данным Роскомнадзора, оператор увеличил общее количество базовых станций на 14%, а количество базовых станций LTE - на 44%. Темпы прироста количества базовых станций LTE у "ВымпелКома" остаются самыми быстрыми среди операторов "большой четверки". Капитальные затраты "ВымпелКома" за девять месяцев текущего года увеличились на 18,7% г./г. Положительный эффект от инвестиций в сеть скорее всего будет наиболее заметен только в следующем году, а пока оператор продолжает испытывать трудности, связанные с конкурентной борьбой. В 4К мы ожидаем меньшего давления на выручку сегмента мобильной связи, так как уже не будет оказывать влияния отмена внутрисетевого роуминга. Положительная динамика в EBITDA, на наш взгляд, сохранится до конца года", - ожидает он.

Аналитик "Фридом Финанса" прогнозирует, что IV квартал традиционно для последних лет показывает снижение выручки к III кварталу в пределах 1-3%. "Однако мы ожидаем ускорения прироста розничных продаж - в основном под влиянием эффекта от улучшения спроса на внешних рынках, а также на фоне роста бюджетных расходов. Наш прогноз выручки и чистой прибыли российского подразделения VEON на IV квартал 2019 г. составляет $1157,39 млн и $34,84 млн", - резюмирует он.

Источник: ComNews


Возврат к списку

Как нас найти

Москва, Шарикоподшипниковская 22, офис 522
Т 8 (495) 795-2647
E welcome@untel.ru, tender@untel.ru